Рынок фискального оборудования: ожидание и реальность
ГлавнаяМатериалыРынок фискального оборудования: ожидание и реальность
фискальный аппарат Екселлио

Рынок фискального оборудования: ожидание и реальность

Программный РРО никогда не будет бесплатным и дешевле классического. Интервью с ведущим экспертом-аналитиком с опытом работы в сфере фискального оборудования более 12-ти лет Владиславом Шмыговатым.

Какие прогнозы относительно кассовых аппаратов, учитывая появление пРРО? Есть ли у них будущее?

Рынок кассовых аппаратов и фискальных регистраторов разный, несмотря на то, что они выполняют одну и ту же функцию. Поскольку предназначены для разных пользователей. В зависимости от информационной (IT) структуры и уровня автоматизации торговой точки. Не всюду, где стоит фискальный регистратор, справится кассовый аппарат. Соответственно, не всегда там, где установлен кассовый аппарат, будет уместен фискальный регистратор. 

Если говорить о ситуации с классическими РРО в целом, то они никуда не исчезнут. Будущее у них есть. Спрос на них как был, так и остается. Несмотря на активное распространение слухов, программные РРО способны их полностью заменить, на самом деле это невозможно. Программный РРО не может везде работать и не всем это удобно. Конечно, перераспределение рынка произойдет и пРРО отберут долю рынка, которую ранее занимали классические РРО. В частности, самые крупные сегменты, в которых ожидается переход от классических РРО к программным - это интернет-торговля, дистанционное образование и консалтинг, а также платежные услуги.

Прошло более полугода как официально действуют пРРО. Какова ситуация сегодня на рынке? Какое процентное распределение пользователей?

Классические РРО однозначно останутся, потому что людям до сих пор нужны чеки. Как документ чек сегодня котируется. Насколько уменьшится в цифрах рынок кассовых аппаратов и фискальных регистраторов с появлением программных РРО сейчас трудно сказать, поскольку официальной статистики пока нет.

В офлайновой розничной торговле однозначно продолжится применение классических РРО, так как в этой сфере это удобнее, а также потому, что пРРО не обеспечивает необходимой скорости работы. До сих пор существуют технологические пробелы, которые делают невозможной работу пРРО в случае возникновения проблем с интернет-соединением, а также отсутствует устоявшаяся нормативная база. По замыслу, в программном регистраторе должен был быть реализован режим офлайна, когда нет постоянной (стабильной) интернет-связи с фискальным сервером контролирующего органа. Такой механизм в случае с пРРО абсурдный. Он открывает слишком много возможностей для манипуляций. Поэтому розничные сети на такой риск не пойдут. По крайней мере в ближайшее время, пока этот вопрос не урегулирован.

В чем, грубо говоря, основные "противоречия" между классическими и программными РРО?

Существует мнение, что пРРО - это своеобразная панацея или очень дешевое (практически бесплатное) решение для фискализации. К сожалению, это неправда и манипуляция. Если взять цифры и подсчитать стоимость кассового аппарата или фискального регистратора и стоимость пРРО, то здесь работает очень простая арифметика. Программное обеспечение, реализующее функции пРРО всегда платное, ведь любая разработка программного обеспечения требует вложений - ни один программист или софтверная компания не будет делать бесплатный продукт. Какой в ​​этом смысл? Даже если просто посчитать ежемесячную стоимость владения новым кассовым аппаратом (с учетом сервисного обслуживания, расходных материалов и т.д.) в течение всего срока эксплуатации и сравнить с ежемесячной абонплатой за пользование пРРО, то общая стоимость последнего будет выше. Программный РРО никогда не будет бесплатным и дешевле классического. Возможно, по такой же цене, но не дешевле.

Можно предположить "выгодное" использование пРРО для того, чтобы иметь возможность для некоторых манипуляций, ведь сейчас создать собственный пРРО может любой желающий, при этом такой пРРО не проходит никаких экспертиз и может содержать любые механизмы для искажения информации. Впрочем, это уже ответственность контролирующих органов, которые, вероятно, не преминут воспользоваться несовершенством нормативной базы при проведении проверок.

Что касается якобы бесплатного пРРО, разработанного государственной налоговой службой - его существование декларируется но, к сожалению, этот продукт, как и любой другой программный продукт, разработанный государственными структурами, не пригодный для применения. Поэтому бесплатных функциональных продуктов не существует.

В отношении всех РРО в Украине существует законодательное несовершенство. В настоящее время ответственность за неправильное использование пРРО достаточно виртуальная. Если посмотреть на Закон О применении РРО, то практически все штрафы прописаны под применение к пользователям классических РРО. В то же время для пРРО существует большое количество пробелов. В частности, по закону ответственность за одни и те же нарушения для пользователей пРРО и классических разная. Это наводит на мысль о некой политической игре.

К сожалению, такие нечестные правила игры приводят к тому, что пользование программных РРО выгодно для избежания проверок и уклонения от уплаты налогов. По причине таких уязвимых моментов, заложенных в самом законе, здесь мы бессильны. Современным языком это называется "оптимизация "налогообложения", а на самом деле - мошенничество.

Для пРРО нет никаких особых условий для опломбирования, для выполнения фискальных функций. Даже если они в ближайшее время появятся, все равно нет процедуры проверки программных РРО на соответствие этим функциям. Поэтому, на сегодняшний день ни один пРРО не проходит хоть какой-нибудь из этапов проверки, установленных для классических РРО. Если аппаратные регистраторы подлежат нескольким стадиям испытания: получение свидетельства Национального банка, сертификата соответствия, положительного решения государственной комиссии о соблюдении фискальных функций и т.п. Для пРРО все эти элементы отсутствуют. То есть, любой желающий может взять публичный протокол и написать под себя программу, заложив туда любые функции уязвимости, и спокойно пользоваться (читайте - искажать данные еще на этапе их создания). Кроме того, в самом Законе о применении РРО заложено большое количество уязвимостей программного регистратора. 

На фоне таких "льгот" для пРРО и их пользователей, конечно, классические регистраторы выглядят неинтересно. Сейчас классическими РРО пользуются почти все ритейлеры и подавляющее большинство фармацевтических сетей. В то же время большинство интернет-торговцев и платежные услуги переходят на программные РРО. По понятным причинам - оптимизация налогообложения и сокрытие движения денег. Для интернет-торговли, за исключением вышеупомянутых составляющих, это, как минимум, упрощает доставку расчетного документа (фискального чека) пользователю в момент оплаты. 

Что слышно в профессиональных кругах о графике фискализации? Возможна ли очередная отсрочка?

Это маловероятно. Но в Украине все неожиданно, поэтому здесь прогнозировать никто ничего не берется. Вряд ли правительство в очередной раз пойдет на отсрочку фискализации. Все эти манипуляции ФЛП, запугивание кассовыми аппаратами или бешеными штрафами - ничто иное, как попытка повлиять на сознание предпринимателей и общественности в целом. Если послушать активистов "SaveФОП", то понятно, что это хорошо организованное движение с профессионально разработанной пропагандистской кампанией, которое "вливает" в уши людей, даже не пытающихся разобраться в этой теме, выгодную им информацию. Люди верят тому, что говорит сарафанное радио и показывают теленовости, а проверять такую ​​информацию никто не будет. Здесь главное - напугать.

Понятно, почему такое движение имеет место - в стране засилье контрабанды, никто не хочет это "светить", платить налоги и "обеляться". Вряд ли у продавцов многочисленных вещевых рынков Украины имеются хоть какие-то документы на товар.

Поэтому не секрет, что пРРО лоббируются. Намеренно или нет, для разработки новых версий программного обеспечения классических РРО создаются преграды. Например, довольно часто (и довольно глупо) изменяются нормативные документы: форма чека, требования к учету и продаже подакцизных товаров и тому подобное. Понятно, что любые изменения требуют от производителей классических РРО менять программное обеспечение, соответственно, вносить его в Государственный реестр РРО, перед этим пройдя все этапы соответствующих проверок и экспертиз. То есть, начинается работа, а в то же время выходит уже новая нормативная база. И так несколько раз подряд. Грубо говоря, пока ты проходишь экспертизу, тебя ждут уже новые требования и надо все делать с начала... Когда одно за другим выходят изменения в Положении о форме и содержании расчетных документов и нужно менять формы чеков с катастрофической скоростью - это создает дополнительное напряжение и нагрузку. Как в таких условиях создавать новые версии внутреннего программного обеспечения РРО никто не знает. Скорее всего, это гиперактивность отдельных чиновников, нежели чей-то злой умысел, но недальновидность чиновников, конечно, удручает.

Читать также